Поморы — это субэтнос русского народа, сами же поморы относят себя к коренным малочисленным народам Севера. Все они — потомки одной группы русскоязычного этноса, пришедшего на Север из новгородских земель.
Много поговорок и пословиц сложили они о море и труде рыбаков. В них – следы далёкого прошлого, мудрость, остроумие, переживания народа:
Наше поле – море.
И радость, и горе помору – все от моря.
Море кипит - рыбу сулит.
Море пахать – рукам спокою не видать.
Море закалку даёт и телу и сердцу.
Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силен.
Кто на море не бывал, тот и горя не видал, а кто побудет, тот никогда не забудет.
Едешь на сутки, а хлеба бери на неделю.
Закинешь добро за вараку, всегда найдёшь на руку.
Там, где темно в море на Пасху, будет много сёмги.
Ветер в традиционном мировоззрении поморов является одной из персонифицируемых природных стихий.
suravarg_pomorskaa_(muzebra.top)
Вот ветер Запад – это хороший ветер, говорят. Ветер Запад – жена красивая, а у этого (ветра Шелонника), жёнка некрасивая. Значит, у Запада жёнка красивая, дак на ночь он тихнет, стихает, уходит у жены спать, а у эттого-то Шолонника жена-то некрасива, дак он неделями гуляет.
Териберский поморский хор - Поморские частушки_(tropicmusic.ru)
Шелонник, шолонник - юго-западный ветер. Исследователи возводят его к названию реки Шелонь в Новгородской области. Новгородцы, имевшие опыт озерного рыболовства, заселяя территорию Поморья в XIV–XVII веках, принесли с собой промысловые практики и специальную лексику. В том числе в Поморье закрепилось и название ветра, дувшего по отношению к Ладожскому озеру и озеру Ильмень с юго-запада, со стороны реки Шелонь.
Поморский календарь – исторически сложившаяся система счета годового времени. В поморском календаре, как и в северно-русском, наблюдалось деление года на два основных цикла: весенне-летний период – (Пасха, Никола вешний, Троица, Иванов, Петров, Ильин дни, Успение) и осенне-зимний период – (Покров, Никола зимний, Святки Новый год. Крещение, Масленица). В поморскую праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и не установленные Церковью. В Поморье традиционно отмечались Пасха, Троица, почитались Ильин день, Николин день. Также праздничный цикл состоял из обетных, установленных в честь святого покровителя села или деревни. Престольные праздники были особенно распространены в Поморье, каждое селение имело свой престол. Распространены были в Архангельской губернии молодежные гуляния. К большим праздникам, связанным с древней языческой традицией, относились Святки, Масленица, заветные праздники и братчины.
Николай Колычев - Песнь помора. Муз.В.Попов. Исп.ансамбль _Не ждали_
С большими праздниками были связаны и особые приметы. Тихие Святки без ветров и множество гудéчи (снега и инея) предвещали хлебородный год и обильные промыслы трески, сельди, наваги. Если в Крещение во время освящения воды в проруби (Иордани) подует горний ветер (ветер с материка), то это знаменует хлебородный год, а если ветер с моря — следует ожидать обильных морских промыслов.
Историками и этнографами Отмечено существование поморской магии. Во время первого замёта на треску и селёдку бросали в море серебряные деньги. Во время шторма в море лили масло. После ледохода мыли лицо водой из моря. Мыть должен был другой человек. Его называли купальна крёсна / купаленка.
Уходя в море, брали с собой на хороший лов кулебяку (пирог с рыбой). В день проводов на стол клали буханку хлеба и солонку, которые оставляли до следующего дня. Рыбакам на тоню, чтобы не погибли, жёны давали с собой морской песок. В понедельник нельзя было выходить в море. Существовал запрет на участие в проводах беременных женщин. Если помор погибал, то его имя давали новорожденному «для продления рода». Лучше всего было начать лов тайно. Для хорошего улова брали с собой клык морского льва.
Териберский поморский хор - Поморские частушки_(tropicmusic.ru)
Автор - научный сотрудник Музея истории Кронштадта Евгений Вавилов