Кронштадт — это не просто город-порт, это настоящая морская крепость, овеянная легендами и славой русского флота. Основанный Петром Великим, он хранит в себе память о героических сражениях и великих морских победах. Каждый камень здесь дышит историей, а величественные форты и соборы напоминают о былом величии Российской империи.
Кронштадт — это уникальный уголок, где суровая красота Балтийского моря гармонично сочетается с изяществом архитектурных шедевров. Приглашаем вас на увлекательную прогулку по этому удивительному городу, где вы сможете прикоснуться к истории и открыть для себя много нового и интересного.
Котел
В самом сердце Кронштадта, на Безымянном переулке, который в 1999 году стал первой пешеходной зоной города, можно обнаружить необычный чугунный котёл. Этот оригинальный памятник, установленный в том же году, является не просто украшением, а одним из главных символов Кронштадта, хранящим в себе отголоски старинной легенды.
Говорят, что своё название остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, получил благодаря случаю, произошедшему во время Северной войны. Шведские солдаты, в спешке отступая, оставили на берегу котёл с только что приготовленной кашей. Этот котёл увидел Пётр I, торжественно высадившись на остров. Царь, как говорят, долго смеялся над нерасторопностью неприятеля и повелел назвать остров Котлиным.
Сегодня Котел — это не просто памятник, а настоящий талисман города и напоминание о его богатой истории. Прикоснитесь к нему, загадайте желание, и, кто знает, может быть, оно сбудется!
Кстати, изображение котла увековечено и на гербе города, который расположен здесь же, на кованом обелиске в технике витражного исполнения. Знакомство с трёхвековой историей города начинается именно с чугунного котла.
Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца
Кронштадтский Морской собор представляет собой не просто храм, а величественный памятник мужеству и вере, воздвигнутый из камня на Якорной площади. Его небесно-голубые купола, подобные парусам корабля, видны издалека, притягивая взоры и наполняя сердца трепетом.
Не случайно собор был освящён во имя Святителя Николая Чудотворца — покровителя мореходства, того, кому моряки доверяли свои жизни, отправляясь в далёкие плавания. С момента освящения собора в 1913 году он стал смысловой и высотной доминантой Кронштадта. Центр города словно переместился на Якорную площадь, и по сей день собор остаётся местом притяжения как для жителей, так и для гостей города.
Кронштадтский Морской собор — это не только место молитвы, но и уникальный музей российского флота, где история оживает в мраморе и граните. Здесь, на чёрных мемориальных досках, высечены имена героев-моряков, отдавших свои жизни за Отечество. Прогуливаясь по собору, вы словно перелистываете страницы героической летописи русского флота, проникаясь глубоким уважением к его славной истории.
Адмиралтейство
В середине XVIII века, а именно 13 мая 1783 года, в Санкт-Петербурге произошло событие, которое оказало значительное влияние на развитие города и российского флота. В этот день в Адмиралтействе, расположенном в непосредственной близости от Зимнего дворца, вспыхнул пожар, охвативший всё здание.
Именно в этот момент Екатерина II приняла судьбоносное решение — перенести Адмиралтейство в Кронштадт. Так, в 1785 году началось строительство грандиозного комплекса, который должен был стать оплотом российского флота.
По периметру Адмиралтейства был прорыт Обводный канал, который не только защищал здание от пожаров, но и служил защитой от возможных атак неприятеля. Канал стал важной транспортной артерией, позволявшей быстро осуществлять погрузку и разгрузку судов.
На территории Кронштадтского Адмиралтейства были построены канатно-прядильный и сухарный заводы, провиантские склады и парусные мастерские. Это был настоящий город в городе, живший в ритме флота.
До наших дней сохранилась большая часть построек этого уникального архитектурного ансамбля, который сегодня имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Прогуливаясь вдоль Обводного канала и рассматривая мощные стены складов и зданий Адмиралтейства, можно словно перенестись на три столетия назад, в эпоху грандиозных свершений и морских побед.
Летний сад
Среди строгости фортов и величия соборов, как оазис тишины и красоты, раскинулся Летний сад Кронштадта. Это не просто парк — это живая история, запечатлённая в изгибах аллей и шелесте листвы.
Основанный в XVIII веке, он стал первым городским общественным садом на острове Котлин, местом, где горожане могли отдохнуть от суровой морской жизни. Своё нынешнее название, пропитанное солнцем и теплом, сад получил в XIX веке. Тогда же он обрёл и свои главные достопримечательности.
Особенно примечательна чугунная решётка, отлитая в 1873 году на Кронштадтском пароходном заводе. Украшенная морской символикой, она словно напоминает о том, что даже среди зелени и цветов Кронштадт остаётся верным своей морской судьбе.
Прогуливаясь по аллеям Летнего сада, вдыхая аромат цветов и любуясь видами на старинные здания, вы словно погружаетесь в атмосферу XIX века, времени романтиков и мечтателей. Здесь, в тени деревьев, легко представить себе дам с зонтиками и господ в кителях, ведущих неспешные беседы.
Памятник Петру Первому
В самом сердце Кронштадта, где царит безмятежность Петровского парка, возвышается величественный монумент, словно капитан на мостике своего корабля. Это памятник Петру Великому, основателю города, установленный по велению Николая I в 1841 году.
Скульптура, созданная выдающимся мастером Петром Клодтом, поражает своей мощью и одухотворённостью. Пётр I изображён в момент триумфа, его взгляд устремлён на запад, словно предвидя будущие победы российского флота. Гранитная скала, на которой стоит император, символизирует непреклонность и твёрдость духа реформатора России.
Считается, что Пётр изображён в том самом мундире с орденом Андрея Первозванного, который был на нём в день Полтавской битвы. Остановитесь у подножия этого монумента и почувствуйте дыхание истории. Перед вами не просто памятник, а воплощение эпохи великих свершений и преобразований. Взгляд Петра словно говорит нам: «Всё в твоих руках, дерзай!». Фигура государя и по сей день приветствует гостей, прибывающих морем.
Футшток и павильон мареографа
В Кронштадте, у Синего моста, перекинутого через Обводный канал, находится объект, на первый взгляд неприметный, но имеющий огромное значение — футшток. Эта вертикальная рейка с делениями, установленная в гранитном устое моста, долгое время служила отправной точкой для всех измерений высот и глубин в России.
Представьте: от этой небольшой металлической пластины с горизонтальной чертой, обозначающей средний уровень Балтийского моря, прокладывались маршруты, строились города, создавались карты. Футшток в Кронштадте стал своеобразным «нулевым километром» для российской геодезии.
Рядом находится небольшой павильон с глубоким колодцем и мареографом. Мареограф — это прибор, постоянно регистрирующий уровень воды в колодце относительно нуля футштока. Самописец мареографа беспристрастно фиксирует колебания моря, отмечая и отливы, и наводнения.
На сегодняшний день техническая функция футштока и мареографа потеряла свою актуальность. Однако историческая привлекательность некогда производственного объекта растёт с каждым днём и притягивает огромное количество гостей в Кронштадт.
Хотя футшток утратил своё практическое значение, он остался уникальным памятником науки и техники, напоминающим о времени, когда Кронштадт был не только военным форпостом, но и важным научным центром.
Памятник мореплавателю П.К. Пахтусову
Пётр Кузьмич Пахтусов — выдающийся исследователь Арктики, чьё имя навсегда вписано в историю географических открытий. Будущий мореплаватель родился в 1800 году в Кронштадте в семье унтер-офицера.
Он возглавил несколько экспедиций в Северный Ледовитый океан, собрав огромный материал, который способствовал развитию Северного морского пути. Его тяжёлый труд в суровых условиях отразился на здоровье: Пахтусов скончался в возрасте 35 лет.
Памятник выдающемуся русскому мореплавателю и полярному исследователю был торжественно открыт 19 октября 1886 года перед фасадом здания Итальянского дворца (ул. Макаровская, д. 3).
Высота бронзовой фигуры — 2,49 метра, высота гранитного постамента — 3,29 метра. Автор модели монумента — скульптор Н. И. Лаверецкий, архитектор И. А. Силин.
Пахтусов изображён в задумчивой позе, с одного плеча спускается наброшенная поверх мундира шинель с пелериной. В правой руке он держит карту, развёрнутую до мыса Долгий — конечного пункта его последней экспедиции.
С лицевой стороны пьедестала в гранит врезан бронзовый нос баркаса, над которым помещена надпись: «П. К. Пахтусову, исследователю Новой Земли. 1832–1835».
На левой стороне постамента выбито слово «Отвага», на тыльной — «Труд», а на правой стороне — «Польза». Эти три слова были основным девизом мореплавателя, характеризующим суть и смысл его жизни.
Вглядитесь в это бронзовое лицо, прочувствуйте силу духа человека, не убоявшегося холода и опасностей. Памятник Пахтусову — это не просто скульптура, это гимн человеческой смелости и жажде знаний.
Задний створный знак
На берегу острова Котлин, словно страж, оберегающий вход в Кронштадтский рейд, возвышается Задний створный знак — важный элемент навигационного оборудования, построенный в 1932 году. Вместе с Передним створным знаком он образует так называемый «створ», который помогает кораблям безопасно входить в гавань Кронштадта.
Объект расположен на пирсе, разделяющем Среднюю и Купеческую гавани города, рядом с ним находится вход в Петровский канал. Его необычная конструкция, напоминающая гигантский карандаш, видна издалека. Высота знака составляет 29 метров, а дальность видимости — 6 миль!
Свой современный вид Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда приобрёл в 1949 году. Объект снаружи обшит деревом, внутри имеет металлическую конструкцию. До 2008 года он был действующим элементом навигационного оборудования Большого Кронштадтского рейда и был выведен из работы только после завершения строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, в результате изменения корабельного фарватера Санкт-Петербургского морского канала.
Сегодня Задний створный знак — это один из символов Кронштадта, напоминающий о том времени, когда город был неприступной крепостью и важным морским портом.
Петровский парк
В самом сердце города, где когда-то была пустынная площадь, раскинулся уютный и живописный Петровский парк. Его история столь же необычна, как и история самого города.
Представьте себе: в конце XVIII века при строительстве докового канала вырытую землю не вывозили, а оставляли на месте. Постепенно на этом месте образовалась просторная площадь, которую назвали «Арсенальной». В 1841 году в центре площади был установлен памятник основателю города — Петру I.
По инициативе Ф.Ф. Беллинсгаузена, который тогда был военным губернатором Кронштадта и руководителем Комитета по устройству города, на площади появились первые зелёные насаждения. В начале 50-х годов её замостили булыжниками и с трёх сторон обсадили деревьями. На некоторое время Арсенальная площадь стала центральной площадью города. Здесь по торжественным дням проходили парады и народные гуляния.
В 1859 году Комитет по устройству города передал все дела по обустройству садов, парков и скверов в Кронштадте строительному департаменту Морского министерства. Департамент принял решение на месте Арсенальной площади создать парковую зону для отдыха моряков и жителей города.
В 1861 году под руководством инженера Н.И. Валуева начались работы по созданию парка. В конце лета были проложены дорожки, разбиты газоны, вдоль набережной высажены первые деревья. Руководство крепостью распорядилось поливать парк в сухую погоду. Благодаря этому парк быстро разросся и по сей день радует нас своей красотой.
Дерево желаний
В Кронштадте, городе с богатой историей и величественными фортами, есть место, которое способно удивить даже самых искушённых путешественников. Это забавный и трогательный памятник, известный как «Дерево желаний».
Представьте себе узловатый ствол дерева, на котором красуется огромное ухо и лучезарная улыбка. Рядом примостился маленький оленёнок, а вокруг, словно хранители тайн, парят три совы со свитками в клювах. На свитках написаны заветные слова: «ЛЮБОВЬ», «УСПЕХ» и «ЗДОРОВЬЕ».
Говорят, чтобы желание сбылось, нужно прошептать его в ухо дереву, трижды обойти вокруг, кинуть монетку в гнездо на вершине и потереть носик оленёнку. Верите вы в это или нет — решать вам, но одно можно сказать точно: «Дерево желаний» — это место, где даже самые закоренелые скептики начинают верить в чудеса!
Памятник появился в Кронштадте в 2004 году как подарок к 300-летию города.
Памятник морякам-подводникам
На улице Мартынова, в тихом сквере, возвышается монумент, посвящённый героям-подводникам Краснознамённого Балтийского флота, сражавшимся в годы Великой Отечественной войны за подступы к Ленинграду.
Этот памятник представляет собой стелу высотой 3 метра и шириной 5 метров, созданную по проекту архитекторов М. Н. Мейселя и М. А. Афанасьева. Гранитная стела установлена на основании из пяти ступеней, а на её лицевой стороне выгравирована надпись: «Слава морякам-подводникам Краснознамённого Балтийского флота, защищавшим в период Великой Отечественной войны подступы к городу Ленина».
С правой стороны стелы изображён якорь, а у постамента установлен гранитный блок с рельефным изображением подводной лодки. Этот памятник был открыт 9 мая 1965 года, в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Лаконичный и строгий облик монумента символизирует мужество и стойкость тех, кто сражался и погибал в тесных отсеках подводных лодок, защищая родные берега. Этот памятник — напоминание о цене победы, о том, что свобода и независимость не даются легко. Он призывает склонить голову в знак уважения к подвигу тех, кто сражался не за славу и награды, а за свою Родину, за мирное небо над головой.
Памятник Святому праведному Иоанну Кронштадтскому
В тихом сквере, неподалёку от музея-квартиры, где святой праведный Иоанн Кронштадтский провёл значительную часть своей жизни, можно увидеть памятник, установленный в 2008 году к 100-летию его кончины. Этот монумент является данью памяти и глубокого уважения к человеку, который стал символом веры, надежды и любви для многих людей.
Отец Иоанн был не просто священником, он был истинным пастырем, который жил заботами своих прихожан. Он помогал больным и нуждающимся, утешал скорбящих, наставлял заблудших. Многие простые люди из глубинки России впервые узнали о Кронштадте не как о крепости и порте, а как о месте пребывания отца Иоанна Кронштадтского.
Его исключительные качества проповедника, необыкновенная сила убеждения привлекали массы людей. В исторической летописи Кронштадта есть много достойных и прекрасных имён, одно из которых — Иоанн Ильич Сергиев. Батюшка прожил в Кронштадте 53 года и скончался в 1908 году.
И сегодня, спустя столетие после его смерти, люди приходят к памятнику Иоанна Кронштадтского, чтобы попросить помощи и заступничества, поделиться своими печалями и радостями.
Храм-часовня Тихвинской иконы Божией Матери
В Кронштадте, среди строгих зданий, словно жемчужина, сияет храм-часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Возведённый в конце XIX века, он стал не только украшением города, но и местом, где люди находят духовное утешение.
Судьба храма была трагичной. В годы советской власти он был разрушен, но в начале XXI века, благодаря усилиям многих людей, часовня была восстановлена из руин. Сегодня она снова радует глаз своей изящной архитектурой и напоминает о том, что вера и надежда сильнее разрушительной силы времени.
Часовня была построена при соборе святого апостола Андрея Первозванного — главном православном храме Кронштадта. Её торжественная закладка состоялась 18 (31) августа 1898 года, а спустя чуть больше года, 5 (18) декабря 1899 года, часовню освятил протоиерей Андреевского собора Иоанн Кронштадтский, который прослужил в нём 53 года.
Инициатором строительства каменной часовни выступил священник Андреевского собора Александр Иванович Таратин, который пожертвовал на постройку 5000 рублей. Средства были дополнены пожертвованиями кронштадтской купчихи Натальи Захаровны Дементьевой и собственными средствами собора.
После революции часовня и собор были закрыты одним указом от 4 апреля 1931 года, а вскоре разрушены. Воссоздание часовни началось в год подготовки к 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В воссоздании храма-часовни принимали участие Галина Вишневская и Ольга Ростропович. 22 сентября 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественный молебен в ознаменование закладки часовни Андреевского собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери. 12 июня 2009 года строящуюся часовню посетил новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 1 декабря 2009 года возрождённую часовню освятил епископ Петергофский Маркелл.
Стела воинской славы
На въезде в историческую часть Кронштадта возвышается стела «Кронштадт — город воинской славы», словно встречая и провожая взором.
Почётное звание «Город воинской славы» было присвоено Кронштадту Указом Президента 27 апреля 2009 года. Этот монумент, открытый в 2015 году, является данью памяти всем поколениям защитников города, отстоявших его свободу и независимость.
Представьте себе: гранитный пьедестал, на котором гордо реет бронзовый герб России, а вокруг — четыре барельефа, повествующие о самых ярких страницах военной истории Кронштадта. Здесь и первые сражения со шведами в начале XVIII века, и героическая оборона города во время Крымской войны, и несокрушимая стойкость кронштадтцев в годы Великой Отечественной.
Остановитесь на мгновение, прочувствуйте связь времён. Эта стела — не просто памятник, это напоминание о том, что Кронштадт всегда был и остаётся городом воинов, городом-героем.
Стела Триумф Российского флота
На Якорной площади Кронштадта, рядом с Морским собором, возвышается мозаичное панно «Триумф Российского флота». Этот памятный знак был открыт 27 июля 2018 года и символизирует возрождение традиции проведения главного Военно-морского парада на Кронштадтском рейде.
На панно изображён первый парад Балтийского флота, который состоялся в 1723 году и был посвящён второй годовщине окончания Северной войны. Открытие памятного знака было приурочено к нескольким значимым датам в российской истории:
330-летию со дня находки ботика «Святой Николай» юным Петром I; 295-летию со дня закладки крепости Кронштадт;
-
295-летию со дня проведения первого морского парада с участием ботика.
Этот монумент отличается от европейских памятников своим уникальным сочетанием бронзовой скульптуры, монументальной живописи и мозаики-смальты. В создании панно было использовано более 200 цветов итальянской и отечественной смальты.
Скульптором проекта стал народный художник России, академик Российской академии художеств Салават Щербаков, а архитектором — Василий Данилов. Панно воспроизведено с картины народного художника РФ, академика Российской академии художеств Василия Нестеренко «Триумф Российского флота».
На монументе под панно находится надпись: «Триумф Российского флота. В память о первом морском параде Балтийского флота в Кронштадте, состоявшемся 11 августа 1723 года».
На тыльной, гербовой стороне памятного знака размещён герб Кронштадта в окружении кораблей, якорей, пушек и оружия. С момента установки монумент стал музеем под открытым небом. Дорожки площадки перед панно образуют Андреевский флаг.
Обойдите монумент вокруг, рассмотрите все детали этого грандиозного произведения искусства. И вы почувствуете гордость за нашу страну, за её славный флот, который всегда стоял и будет стоять на страже её морских границ!
Док Петра Великого
Петровский док — это выдающийся памятник индустриального наследия, обладающий исключительной ценностью для истории России и мира. Он был построен по указу Петра I в 1752 году и стал первым гидротехническим сооружением в России, предназначенным для ремонта и строительства кораблей.
С 2015 года часть территорий Дока Петра Великого находится под управлением Музея истории Кронштадта. В 2023 году учреждение стало победителем конкурса «Индустриальный эксперимент» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект «Док Петра Великого», представленный в номинации «Завод-музей», направлен на сохранение уникального индустриального наследия Петра I и популяризацию культурных, исторических и социально-экономических ценностей Отечества с использованием современных технологий и ресурсов.
Благодаря средствам фонда был разработан проект временного благоустройства части территорий Дока, который позволит организовать безопасный экскурсионный маршрут. Реализация проекта сделает объект доступным для посетителей и придаст городу новый облик, отражающий историческое наследие его основателя. Новая экспозиция и экскурсионный маршрут по территории Дока позволят в полной мере оценить мощь гидротехнического сооружения, спроектированного самим императором.
Памятник Беллингсгаузену Ф.Ф.
В городе Кронштадте на бульваре Большой Екатерининской улицы, ныне улица Советская, в честь выдающегося мореплавателя и адмирала Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена был установлен памятник.
Открытие памятника состоялось 11 сентября 1870 года. Адмирал изображён в мундире без головного убора, опирающимся на глобус со свитком карт в руке. В верхней части постамента размещён бронзовый родовой герб.
Памятник, отлитый из бронзы по модели академика И. Н. Шредера, имеет высоту 2,1 метра и установлен на пьедестале, изготовленном из красного полированного гранита мастером А. А. Бариновым по проекту архитектора И. А. Монигетти.
На освящении памятника присутствовали вдова, дочь и племянницы Фаддея Фаддеевича, великий князь Константин Николаевич, губернатор Кронштадта С. С. Лесовский, адмирал Ф. П. Литке, а также многочисленная публика.
Памятник был создан на средства, собранные сослуживцами и почитателями выдающегося мореплавателя, который в 1819–1821 годах совершил первую русскую Антарктическую экспедицию. С 1839 года и до своей смерти он был главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта.
При нём в Кронштадте был построен Пароходный завод, форты «Павел I» и «Александр I». Под его покровительством город начал обустраиваться: появились скверы, аллеи, высаживались деревья и цветы.
Адмирал был похоронен в Кронштадте на Лютеранском кладбище.
Памятный знак в честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией
7 июля 2005 года на берегу Итальянского пруда был установлен памятный знак, представляющий собой простой прямоугольник из чёрного гранита высотой 2,3 метра. На лицевой стороне памятника размещена надпись, рассказывающая о событиях, произошедших в XIX веке.
В октябре 1852 года император Николай I отправил фрегат «Паллада» с дипломатической миссией к берегам Японии. Экспедицией руководил вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин. В начале августа 1853 года корабль прибыл в бухту Нагасаки. Однако переговоры с японскими властями затянулись, и Путятин решил исследовать соседние моря. В октябре 1854 года он вновь отправился к берегам Японии. Прибыв в Осаку, вице-адмирал перебрался для ведения переговоров в бухту Симода. Однако через два дня после их начала произошло сильное землетрясение. Фрегат «Диана», заменивший «Палладу», находился в это время на якоре. Полуразрушенное судно было разгружено. 48 членов экипажа были спасены жителями деревни Миядзима, а «Диана» была отведена в закрытую бухту. Однако эта попытка не увенчалась успехом. Японцы сочувственно отнеслись к бедственному положению моряков и, хотя сами пострадали от стихийного бедствия, снабдили русских одеждой и продовольствием.
Общими усилиями японских и русских моряков в порту Хэда всего за три месяца была построена шхуна «Хэда», на которой впоследствии экипаж «Дианы» вернулся в Россию. Пресса всего мира писала о том, что Путятин первым «открыл» Японию для иностранцев.
В ходе дипломатической миссии, вышедшей из Кронштадта на фрегате «Паллада», 7 февраля 1855 года Путятин и уполномоченный Цусуи Масанори подписали первый русско-японский трактат о торговле и границах, положивший начало дипломатических отношений России и Японии.
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская крепостная церковь) заложен 30 мая 1876 г. Освящен 24 февраля 1880 г. Построен по проекту архитектора Главного инженерного управления Военного министерства академика Х.И. Грейфана. Он же руководил строительством. Окончательная отделка закончена в 1882 г. Храм выстроен на территории ранее существовавших деревянных церквей Владимирской иконы Божией Матери. Первая из них была построена для солдат крепостного гарнизонного полка, согласно архивным документам, примерно в 1730 г. Церковь из-за ветхости разобрали в 1801 г. На этом же месте построили новую, тоже деревянную. Этот храм сгорел во время большого пожара в ночь с 20 на 21 октября 1874 г.
В новой каменной церкви отправляли службы для чинов крепостной артиллерии и пехотных полков. В 1888 г. в нижнем этаже церкви был устроен храм для отпевания чинов крепостного гарнизона, в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали». В 1902 г. церковь переосвещена во Владимирский крепостной собор военного ведомства. В соборе, вмещавшем до 3000 чел. находилась очень почитаемая икона Владимирской Божьей Матери, копия 1703 г. с известной чудотворной иконы.
В 1920-е годы собор был закрыт, в 1930-х гг.. кресты и колокола сняли, а в 1960-е г. городские власти решили разместить в здании спортивный клуб. Для ускорения работ начали взрывать отдельные конструкции, из-за этого в соседних домах вылетали стекла. Но для разрушения опорного кольца в верхней части требовалось значительное количество взрывчатого вещества. Тогда полуразрушенное здание забросили, и оно простояло так почти 30 лет.
В 1990 г. собор был возвращен церкви, однако до января 1999 года работы по восстановлению святыни велись очень медленно, а богослужения совершались в течение 8 лет в тесном домовом храме, освященном в 1991 году в честь всех святых. Каменная часовня передана верующим и восстановлена в начале 1990 года. С января 1999 года богослужения совершаются в самом храме. Восстановлена апсида алтаря, разрушенная в 1960-х годах при взрыве. При активном участии прихожан велись реставрационные работы в верхнем храме.
В 1994 году по ходатайству митрополита СПб и Ладожского Владимирский собор признан памятником архитектуры федерального значения, тогда же началась его реставрация. 8 сентября 1997 г. в храме состоялось первое богослужение.Высота колокольни составляет 50 м.
На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы в 1870 году на средства новгородского купца Василия Епишкина была выстроена каменная часовня, которая существует и в настоящее время.
Памятник Клиперу "Опричник"
31 октября 1873 г. в Летнем саду Кронштадта был открыт ещё один памятник - морякам, погибшим на клипере "Опричник". 24 июля 1858 г. они покинули Кронштадт и в составе отряда кораблей под командованием капитана ранга А. А. Попова направились на Дальний Восток. В течение трехлетнего плавания "Опричник" выполнил большой объём гидрографических работ в Амурском лимане, Татарском проливе и осенью 1861 направился в обратный путь, на Балтику. В Батавии (Джакарта) клипер пополнил запасы продовольствия и 28 ноября 1861 г. продолжил путь, направившись в Индийский океан. Рапорт командира капитана-лейтенанта Селиванова, отправленный перед выходом, был последним известием о корабле и экипаже, исчезнувшем в океанских просторах. В течение нескольких лет делались безуспешные попытки выяснить их судьбу. 7 апреля 1863 г. "Опричник", как пропавший без вести, был исключен из списков судов флота, а восемь офицеров, 14 унтер-офицеров и 73 матроса - из списков личного состава. Вероятно, клипер со всем экипажем погиб во время урагана в Индийском океане в декабре 1861 г.
В 1867 г. по инициативе родственников и друзей погибших был начат сбор средств на памятник. Основой его является гранитная скала, на вершине которой укреплен сломанный якорь. Для моряков якорь – символ надежды, но на этом памятнике якорь сломан – надежды на спасение нет. На бронзовом флагштоке приспущен Андреевский флаг – в знак траура по погибшим морякам. На боковых сторонах скалы, обвитой якорь-цепью, закреплены бронзовые доски с надписями. На одной: "В память погибшим на клипере ''Опричник", в Индийском океане, в декабре 1861 г.''. На другой - перечислены фамилии погибших офицеров и указано общее количество погибших матросов. Скала была добыта и обработана бесплатно общественными деятелями Кронштадта Иконниковым и Волковым, бронзовое литьё выполнено на Кронштадтском пароходном заводе. Вокруг памятника сделана ограда из цепей и чугунных пушек, предоставленных военным портом.
Памятник Блокадной колюшке
Памятный знак "Блокадной ко́люшке" был торжественно открыт 8 мая 2005 года на гранитной стенке Обводного канала у Синего моста, напротив павильона мареографа Кронштадтского футштока. Знак представляет собой раму, удерживающую стилизованную волну с тремя рыбками — колюшками, окрашенными в золотой цвет.
На ограждении противоположной стенки Обводного канала установлена табличка, на ней — строки из стихотворения кронштадтской поэтессы Марии Аминовой «Блокадной колюшке».
Обстрелы смолкли и бомбежки,
Но до сих пор звучит хвала –
Блокадной маленькой рыбешке,
Что людям выжить помогла…
Памятный знак блокадной ко́люшке — скульптурная композиция в честь маленькой рыбки, в годы Ленинградской блокады спасшей от голодной смерти тысячи жителей города. В то время, когда съестные припасы в осаждённом городе закончились, и в Финском заливе и каналах была выловлена и съедена практически вся рыба, уцелел один неприхотливый, не имеющий промыслового значения вид, в мирное время не употребляющийся в пищу и считающийся у рыболовов «сорным» — колюшка. Проскальзывающую сквозь сети мелкую колючую рыбку с костными пластинками вместо чешуи и шипами на спине и брюхе блокадные жители вылавливали сачками, сумками, рубашками, майками. Из колюшки готовили уху с добавлением рыбной муки, котлеты.
Изготовили памятник по инициативе Кронштадтского совета ветеранов и международного фонда "300 лет Кронштадту — возрождение святынь" к 60- летию победы в Великой Отечественной войне.
Кронштадт — город, который оставляет неизгладимое впечатление. Он пленяет своими живописными панорамами фортов, отражающихся в водах Балтийского моря, красотой Морского собора и умиротворением старинных парков.
Каждый здесь найдет что-то по душе: любители истории смогут прогуляться по местам, где были одержаны великие победы, ценители архитектуры — насладиться изящными фасадами зданий, а романтики — прочувствовать морскую атмосферу.
Однажды посетив Кронштадт, вы непременно захотите вернуться сюда снова, чтобы открыть для себя новые грани этого удивительного города.