Летом 1963 года в Кронштадте состоялась выставка произведений выдающегося советского скульптора Веры Васильевны Исаевой. Для многих посетителей экспозиции, разместившейся в Доме офицеров на улице Советской, 43, стало открытием, что она являлась уроженкой нашего города и создателем знаменитого монумента «Родина-Мать» на Пискаревском кладбище.
Вера, вторая дочь в семье Главного доктора Кронштадтского морского госпиталя Василия Исаевича Исаева, родилась 29 марта 1898 года. Из документов, хранящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ), мы узнали, что ее мать Феоктиста Михайловна, в девичестве Немчинова, родилась в 1861 году в Сибири и, став женой выдающегося ученого и врача, посвятила себя семье. Об отце скульптора – выдающемся ученом-микробиологе и общественном деятеле Василии Исаевиче Исаеве - неоднократно писали кронштадтские газеты. В течение 15 лет он занимал пост Главного доктора Морского госпиталя Кронштадта, превратив его в образцовое лечебное учреждение и научный центр, способствовавший развитию всех сфер медицины. Впоследствии, уже став профессиональным художником, Вера Васильевна сама создаст скульптурный портрет отца на основе детских впечатлений и сохранившихся фотографий. Бюст Василия Васильевича Исаева был представлен на кронштадтской выставке 1963 года в числе других 27 работ скульптора.
У Веры Васильевны не было своей семьи. Единственным близким человеком в течение всей жизни оставалась старшая сестра Лидия, продолжившая дело отца и посвятившая себя медицине.
За годы, проведенные в Кронштадте, Вера Исаева подружилась с людьми, отношения с которыми поддерживала в течение всей жизни. Прежде всего, это дочери выдающегося изобретателя Александра Степановича Попова – Раиса и Екатерина. В собрании Мемориального музея А.С. Попова Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» сохранились фотография совсем юной Верочки с трогательной надписью, адресованной младшей дочери Попова: «Дорогой Катеньке от Веры, когда она была маленькой и хорошей», и почтовая карточка на имя Екатерины Александровны, ставшая последним письмом от умиравшей от тяжелой болезни Веры Васильевны.
Повзрослев, подруги сделали все, чтобы сохранить память о замечательном ученом и человеке Александре Степановиче Попове. В 1948 году Екатерина Александровна Попова (в замужестве Кьяндская) станет инициатором создания при Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ) музея, посвященного отцу и его изобретению. Вера Васильевна Исаева увековечит образ близкого друга семьи в памятнике, открытом на Кировском (н. – Каменностровском) проспекте в марте 1959 года к столетию со дня рождения великого изобретателя.
Первые уроки рисования Верочка получила, обучаясь в кронштадтской Александринской женской гимназии. Школьное образование она продолжила в Петербурге, куда семья перебралась после смерти отца. До 1916 года училась в Петровской женской гимназии (н. - СОШ № 47 им. Д. С. Лихачева), известной качественным образованием и блестящими выпускницами. С уже сформировавшимся желанием стать художником Вера Исаева поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом. Но бурный водоворот первых – непростых - лет советской власти вносит свои коррективы в намеченный художницей путь. В 1918 году умирает Феоктиста Михайловна. Лидия, как врач, была призвана в Красную армию. Страх за жизнь Веры в голодном Петрограде заставляет взять ее с собой в качестве медсестры.
В 1920 году они оказываются в Кременчуге, где, как отмечала художница, «удалось немало поработать над портретом (живопись)». Благодаря этим произведениям Вера поступила в бывшее Центральное училище технического рисования барона Штиглица, после революции преобразованное в Государственные художественно-промышленные мастерские. Меньше чем через год ее без экзамена перевели на скульптурный факультет Высшего художественно-технического института (быв. Академия художеств). Здесь она попадает в мастерскую трех известных скульпторов - Александра Терентьевича Матвеева, Леонида Владимировича Шервуда и Всеволода Всеволодовича Лишева. Полученный в стенах Академии опыт помог Вере Исаевой сформулировать творческое кредо, которому она следовала в течение всей жизни - стараться в каждой работе через «глубину понимания человека суметь изобразить его живым».
На протяжении всех лет учебы тяжелое материальное положение заставляло Веру Исаеву совмещать занятия с работой. Она преподавала лепку, рисование и черчение в Школе ликвидации неграмотности на Большом проспекте и в Центральном карантинно-распределительном детском пункте, размещавшемся на Кировском проспекте. Вера Васильевна вспоминала, что, несмотря на непростой контингент, «работа увлекала» и была в радость. Среди трудновоспитуемых детей была масса одаренных, для которых она организовывала кружки и устраивала выставки наиболее удачных работ.
15 июня 1927 года Вера Исаева успешно защитила квалификационную работу на актуальную тему «Труд и оборона» и получила диплом ВХУТЕИНа по специальности «художник-скульптор». В том же году с композицией, символизировавшей единство рабочего класса, крестьянства и армии, она дебютировала в Москве на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 10-летнему юбилею Советской власти. С этого момента Исаева становится постоянной участницей многочисленных выставок, проводившихся на самых разных уровнях.
По существу, как писала Вера Васильевна, самая серьезная работа над собой началась после окончания Академии художеств. Увлеченная творческими задачами она очень много работала: в мастерских Курсов повышения квалификации, открытых при Академии в начале 1930-х годов; в Художественно-репродукционной мастерской, претворявшей в жизнь лозунг «Искусство – в массы!»; в художественно-производственном объединении КНАП (Комбинат наглядной агитации и пропаганды), сотрудничала с издательством «Радуга», ставшим предтечей Детгиза.
В 1935 году по приглашению Николая Васильевича Томского работала над проектами памятников В.И. Ленину для города Могилева и С.М. Кирову для Ленинграда. С 1938 по 1941 год выполнила проекты памятников В.П. Чкалову для Оренбурга, 26-ти бакинским комиссарам для Красноводска (первая премия на конкурсе проектов). Осуществить эти замыслы помешали трагические события июня 1941 года.
С первых дней войны Вера Васильевна включилась в работу бригады скульптора Н.В. Томского над агитационно-монументальными рельефами, создание которых рассматривалось как важнейший вклад в оборону города. Весной 1942 года Исаева в составе группы художников находилась на партизанской базе под Ленинградом. Из этой творческой командировки она привезла множество рисунков и миниатюрных этюдов в глине и пластилине, выполненных, по ее выражению, «вприглядку», поскольку позировать партизанам было некогда. Скульптуры «Партизан» и «Партизанка» были отлиты из гипса и установлены в Саду Отдыха на Невском проспекте в 1942 году. Они сражались за город вместе с ленинградцами, поднимая их боевой дух, и погибли во время бомбежек.
В 1943 году она создаст бюст моряка-балтийца, в который вложит, как сама говорила, «все от всех моряков» - все лучшее, отважное, героическое. Это произведение, представленное на выставке 1963 года, вызвало особые чувства у кронштадтцев. В каждой семье, в каждом доме были свои герои, сражавшиеся за родную землю на Балтийском море.
Апофеозом военной темы в творчестве Веры Васильевны Исаевой по праву считается монумент «Родина-Мать» (сама Вера Васильевна называла его «Мать-Родина») для Пискаревского мемориального кладбища – места захоронения сотен тысяч жителей и защитников Ленинграда. Вера Исаева, всю блокаду продолжавшая работать в осажденном городе, как никто другой могла оценить масштаб этой величайшей в истории человечества трагедии. За десять лет, с 1948 по 1957 год, Исаева вместе со своим постоянным соавтором Робертом Карловичем Тауритом выполнила огромное количество эскизов, скульптурных этюдов и рисунков с натуры, пытаясь придать будущему образу предельную пластическую выразительность и эмоциональность. Скульпторы смогли добиться этой цели, создав монумент, ставший символом скорби и памяти жертв блокадного Ленинграда.
Участие в работе над мемориальным ансамблем Пискаревского кладбища потребовало от Исаевой огромного физического и душевного напряжения, но эта хрупкая женщина находила в себе силы, чтобы в то же время активно заниматься возрождением израненного войной Ленинграда, выполнять ответственные государственные заказы. Вместе с группой молодых художников она участвовала в оформлении интерьеров Ленинградского аэропорта (1947), зала ожидания Московского железнодорожного вокзала (1951), фасада наземного павильона станции метро «Балтийская» (1955), выполнила скульптурный комплекс для Дворца культуры рабочих торфоразработок в поселке Назия Ленинградской области (1950-е), эскизы рельефов для павильона «Северо-Запад и Ленинградская область» на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (1957) и для Советского павильона на промышленной ярмарке в Загребе (1958). Одним из последних и наиболее знаковых произведений в ее творчестве стал скульптурный образ Максима Горького, над которым она продолжала работать до конца жизни. Памятник «Буревестнику революции» был торжественно открыт на пересечении Кировского проспекта (н. – Каменноостровского) и проспекта Горького (н. – Кронверкского) 28 марта 1968 года в день столетия со дня его рождения. Он по праву считается одним из лучших скульптурных портретов писателя в советском искусстве.
Женская неустроенность, огромные физические и психологические перегрузки не могли не сказаться на ее здоровье. В конце 1950-х годов она тяжело заболевает и уходит из жизни 19 апреля 1960 года, не дожив нескольких дней до открытия Мемориального комплекса на Пискаревском кладбище. Посмертно Вера Васильевна Исаева награждена Золотой медалью и дипломом 1-й степени за эту грандиозную работу, увековечившую память всех погибших жителей непокоренного Ленинграда.
Сватовая Ирина,
Музей истории Кронштадта