Начало школьного образования в Кронштадте тесно связано с историей отечественных вооружённых сил, флота и крепостной артиллерии. Еще в 1719 г. по указам Петра I в Петербурге и Кронштадте были открыты первые в России адмиралтейские школы, где обучали детей матросов, плотников и других мастеров. Вероятно, эта адмиралтейская школа и являлась первым учебным заведением Кронштадта.
На примере истории раннего Петербурга или Кронштадта конца XVIII века можно предположить, что наряду с военно-прикладными учебными заведениями в этот период открывались и невоенные частные школы.
В архивных документах о Кронштадте упоминается «Словеснороссийская школа». Можно предположить, что это и есть одна из старейших школ нашего города – «Мургановка». Известно, что в 1783 г. кронштадтский купец Василий Мурганов, на собственные деньги устроил в ему принадлежащем доме «училище». Дошедшее до нашего времени здание «Мургановки» - на углу Господской улицы (н. пр. Ленина) и ул. Андреевской - было построено по проекту архитектора Ф.И. Волкова.
В 1791 г. Мурганов передал учебное заведение вместе с зданием «в казну», то есть подарил его городу – и до 1832 г. училище называлось «Народным». В XIX веке количество учеников в «Мургановке» колебалось от 27 до 250 и более. Интересен факт, что в период 1857-1862 гг. Закон Божий в училище преподавал протоиерей Андреевского собора Иоанн Сергиев.
В конце XIX – начале XX века в женском двухклассном Приходском училище бесплатно обучали Закону Божьему, русскому языку, арифметике, географии, русской истории, черчению и рукоделию. В одноклассном мужском преподавали Закон Божий, русский язык и арифметику.
После 1917 г. система образования в Кронштадте значительно изменилась. Частные и сословные учебные заведения были ликвидированы, число школ сократили, а оставшиеся укрупнили.
Нередко обновленными школами продолжали руководить те, кто ими руководил и до революции. Например, заведующей 5-й трудовой школой, организованной в «Мургановке», долгое время оставалась А.И. Гладина, ранее заведовавшая Кронштадтским Приходским женским училищем. Александра Ивановна продолжала учительствовать в начальных классах 1-й (ныне № 424) школы, а в годы Великой Отечественной войны – 423-й школы.
(Информация подготовлена сотрудниками музея истории Кронштадта - Кисляковой С.А. и Кобчиковым Е.Ю.)
Морское инженерное училище Императора Николая I
С 1771 года до 1798 года в здании Итальянского дворца находился Морской кадетский корпус. Император Павел I, в знак особого расположения к флоту, повелел перевести кадетский корпус в Петербург, а в 1798 году велел основать в здании дворца Штурманское училище. Позднее, с 1843 по 1848гг это здание было перестроено. В 1872 году училище вошло в состав Технического училища Морского ведомства. В 1896 году был отдан приказ переименовать это училище в Морское инженерное училище Императора Николая I.
Новый штат училища предусматривал увеличение числа воспитанников в два раза, и вскоре к зданию училища решено было пристроить новые корпуса. В 1900 году состоялась приемка новых зданий и торжественное освящение. Новые корпуса полностью повторили старые архитектурные решения.
В 1903 году в училище открылись новые мастерские, оснащенные даже больше, чем требовала программа занятий. Во время Первой мировой войны неоднократно поднимался вопрос о возможности использования мастерских училища для работы по военным заказам.
Училище было прекрасно обустроено: здесь была своя столовая, музей, а также появляется нововведение - училищная телефонная станция, благодаря чему «каждый уголок училища был снабжен телефоном».
В Кронштадте гардемарины не только усердно учились, но и умели развлекаться: например, в зимний период самым популярным отдыхом воспитанников было посещение катка на Итальянском пруду. Каток по вечерам собирал много народа, а по воскресеньям здесь играл военный оркестр. Такое развлечение прямо под окнами училища притягивало воспитанников, и они пропадали на катке до позднего вечера, нередко получая нагоняй от начальства.
В начале 1917 года училище жило своими повседневными заботами - гардемарины вернулись из Рождественского отпуска и приступили к занятиям.
Ранним утром 1 марта Кронштадт был разбужен звуками марсельезы – по улицам с красными знаменами и оркестрами ходили толпы солдат и матросов.
По воспоминаниям участников революционных событий, в Кронштадте к восставшим не присоединилось только морское инженерное училище Императора Николая I. По словам же самих гардемарин, революцию они «проспали». Установка напротив здания училища трехдюймового орудия и пулеметов, вынудили командование заявить о своем нейтралитете, после чего матросы ворвались в училище и растащили арсенал.
Осенью 1917 года Морское Инженерное училище покинуло Кронштадт и обосновалось в Петроградском Политехническом институте.
Мужская гимназия
Мужская гимназия располагалась в здании Первого учебного экипажа. Занятия в гимназии начались 23 октября 1862 года. Всего в гимназии обучалось 144 воспитанника. Большинство учеников оказались настолько безграмотными, что едва могли подписать свою фамилию, но когда состоялся первый выпуск учеников в 1870 году, из 13 человек выпускного седьмого класса, аттестат получили 8 человек. Четверо поступили в университет, трое - в медико-хирургическую академию, двое – в технологический институт.
К октябрю 1866 года библиотека гимназии насчитывала более 1500 томов книг, а кабинеты физики, истории, географии и математики были богато оснащены приборами и наглядными пособиями.
После утверждения нового Устава средних учебных заведений гимназии были подразделены на три категории: полная классическая – с двумя древними языками, классическая – одним латинским языком и реальная. С августа 1871 года, по новому Уставу, кронштадтцы получали полное классическое гимназическое образование.
В 1875 году было выпущено 7 лучших воспитанников, а остальных оставили на второй год. Из них был составлен восьмой класс. Обучение было настолько серьезным, что на следующий год из 8 этих учеников 5 получили медали.
С начала 80-х годов требования к учащимся были несколько снижены, поэтому число учеников стало расти. В 1902 году в гимназии обучалось уже 350 человек.
В 1921 году гимназию упразднили, и здесь стала работать Первая Трудовая школа и Школа фабрично-заводского обучения.
Женская гимназия
Женская гимназия была основана в Кронштадте в 1868 году. В первый год обучения в гимназии насчитывалось 57 учениц. Обучение было платным, но хорошо успевающих учениц из бедных семей было решено освободить от платы за обучение. 1 октября 1873 года состоялся первый выпуск учениц, окончивших полный 7-летний курс гимназии, а в 1874 году по предложению кронштадтской гимназии было решено во всей стране ввести в женских гимназиях 8-й педагогический класс.
Отличные показатели в учебе привлекли внимание влиятельных лиц и после инспекционной поездки в это учебное заведение Великой княгини Александры Иосифовны она взяла гимназию под свою опеку. 13 января 1878 года женской гимназии было присвоено наименование «Александровская». К этому времени в ней обучалось уже 357 девочек. По числу учащихся она прочно заняла ведущее место в городе. Объем знаний, получаемый в этой гимназии, приближался к знаниям мужской. За десять лет, в течение которых было шесть выпусков, ее окончили 110 человек. Из среды учениц школы вышли почти все ее преподаватели.
Гимназия имела хорошую библиотеку, редкое для женских гимназий собрание экспонатов по зоологии и физический кабинет.
Начиная с 1901 года, по инициативе начальницы гимназии В. Е. Томасовой, стали ставить ученические спектакли не только на русском, но и на изучаемых иностранных языках. В спектаклях принимали участие не только старшеклассники, но и представители младших классов.
В первые годы Советской власти и до Великой Отечественной войны в здании женской гимназии помещалась Вторая Трудовая школа, а по ее окончании – неполная средняя мужская школа №424.
Реальное училище
К началу 70-х годов XIX века в Кронштадте назрела необходимость в учебном заведении для детей. Городская дума единогласно постановила ходатайствовать об учреждении в Кронштадте полного Реального шестиклассного училища. К 5 августа 1873 года для училища был приобретен дом на углу Сайдашной и Александровской улиц (ныне улицы Велищинского и Зосимова), и 2 октября 1873 года Реальное училище было открыто.
В 1874 году училище состояло из трех классов, в которых обучалось 86 учеников. Вскоре места в училище стало не хватать, и был приобретен участок между Березовой
и Андреевской улицами. План здания разработал архитектор А.Я. Силин, и вскоре начались строительные работы.
26 августа 1879 года город праздновал открытие Реального училища, которое удовлетворяло всем требованиям того времени. В 1907 году на крыше здания даже появилась небольшая башня для астрономических наблюдений.
Интересен факт, что французский язык в училище преподавала женщина, а допуск женщин к преподаванию в мужских заведениях, как закон, в то время существовал лишь в Америке, и в России это был первый случай.
С 1918 года на месте Реального училища стала работать Третья трудовая школа. Здесь, кроме школы, в 1919 году было оборудовано помещение для Народного университета. Кроме занятий на общеобразовательном отделении, в нем читались общедоступные лекции по литературе, проходили заседания местного исторического общества.
В 1936 году школа становится средней, а в 1941 году ей присваивают ленинградский номер – 425.
После капитального ремонта в 1989 году на фасаде школы была открыта мемориальная доска: «В этом здании, в бывшем реальном училище, в 1907-1912 годах учился Петр Леонидович Капица, выдающийся советский физик, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Нобелевской премии».