Главная \ Музей истории Кронштадта \ Наука \ публикации \ Вослед за Айвазовским и Боголюбовым.

публикации

Вослед за Айвазовским и Боголюбовым.

20 января в Музее истории Кронштадта открылась выставка работ 23 петербургских и кронштадтских художников, посвященная 175-летию со дня рождения Александра Карловича Беггрова (1841-1914), выдающегося русского художника – мариниста, одного из основателей Санкт-Петербургского Общества аквалеристов.

Выставке в Кронштадте предшествовала успешная выставка в Гатчине, где А.К. Беггров прожил свои последние годы и обрел вечное упокоение. Именно в Гатчине Санкт-Петербургское Общество акварелистов и Центральная городская библиотека им. А.И. Куприна организовали проект «Флотилия памяти», в рамках которого в 2011 и 2016 годах были организованы выставки работ современных художников-акварелистов.

Теперь «Флотилия памяти» прибыла в Кронштадт, где начиналась деятельность А.К. Беггрова, как морского офицера, как корабельного механика и как художника.

Он родился в творческой семье. Дядя – Беггров Иван Петрович (Иоганн Фридрих, 1793 - 1877) – гравер и литограф. Профессионально занимался литографией, акварелью и живописью и отец – Беггров Карл Петрович (Карл Иохим, 1799 - 1875), получивший за картину «Михайловский дворец» в 1832 году от Императорской Академии художеств звание академика перспективной живописи. Свой талант он проявил в разных жанрах изобразительного искусства: портрет, интерьер, бытовые зарисовки, городские виды, батальные композиции.

Сам Александр Карлович, тем не менее, в 11-летнем возрасте был определен отцом в кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа (с 1856 года – Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства) в здании Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В апреле 1863 года его произвели в кондукторы Корпуса инженер-механиков Флота – служебный аналог гардемаринов Морского кадетского корпуса. Так он оказался в Кронштадте и надолго связал свою жизнь с военным флотом, проходя службу механиком на кораблях Балтийского флота.

В 1865 году, после завершения на фрегате «Ослябя» военной экспедиции к берегам Америки в составе эскадры капитана 1 ранга (контр-адмирала) С.С. Лесовского, произведён в свой первый офицерский чин – в прапорщики Корпуса инженер-механиков флота.

Оставаясь технически грамотным и при этом творческим человеком, романтиком, А.К. Беггров первым из русских художников спустился с верхней палубы в нижние и батарейные палубы корабля. Так, к 1866 году относится выполненная им небольшая акварель «Орудийный каземат фрегата “Ослябя”», где он изобразил 196-милимметровое корабельное орудие и жилую каюту корабельного офицера. А в каюте – такие милые аналогии с береговым комфортом: гнутая мебель, удобное бюро, резная полочка для книг и др. При этом только сведущий понимал, насколько всё это временно, так как перед серьёзным боем вся деревянная мебель, а нередко и обшивка кают безжалостно летели за борт, увеличивая, таким образом, пожаробезопасность и живучесть корабля.

В ночь на 13 сентября 1868 года при возвращении в Кронштадт из очередного дальнего похода на фрегате «Александр Невский» Александр Карлович стал участником и свидетелем крушения этого корабля в Северном море, при подходе к проливу Скагеррак у местечка Кноппер (Дания). Принято считать, что именно с этой трагедии начинается знакомство А.К. Беггрова с выдающимся отечественным художником – маринистом, также, в прошлом, военным моряком, с 1853 года - художником Главного морского штаба А.П. Боголюбовым (1824 – 1896). Боголюбов действительно написал две картины: «Выход Великого Князя из катера в бурунах» и «Благодарственный молебен вечером после крушения на берегу», но прибыл к месту кораблекрушения «Александра Невского» позднее и в своих записках этого периода воспоминаний об инженер-механике А.К. Беггрове не оставил.

В 1870 году А.К. Беггров был произведен в подпоручики и тогда же определен вольнослушателем Императорской Академии художеств, в пейзажный класс профессора М.К. Клодта (1832/1833 – 1902). Обучение в академии затянулось на три года по той причине, что, оставаясь действующим офицером, подпоручик А.К. Беггров в 1871-1872 годах на фрегате «Светлана» ходил вместе с великим князем Алексеем Александровичем в кругосветный поход. Эскизы и наброски, сделанные во время этого плавания, стали основой нескольких более поздних картин (1881 и 1883 гг.), объединённых общим названием: «На палубе фрегата “Светлана”».

В 1874 году Беггрова командировали в Париж, где он продолжил своё образование у художника Леона Жозефа Флорантена Бонна (1833 – 1922) и А.П. Боголюбова. При этом Беггров не был лучшим учеником Бонна - «русским Леоном Бонна» обычно называют портретиста А.А. Харламова (1840 – 1925). Но учеба во Франции не прошла даром. Благодаря Бонна мы впервые на работах именно Александра Беггрова увидели разнообразие выражений лиц наших моряков. И в этом отношении Беггров превзошёл своего учителя – Алексея Боголюбова.

Действительно, А.П. Боголюбов, развивая лучшие традиции отечественной художественной маринистики, пошёл дальше И.К. Айвазовского в изображении кораблей. Будучи профессиональным моряком, Боголюбов весьма трепетно относился к точности изображения корабельной оснастки и вооружения, перед изображением исторических событий тщательно изучал документы, карты и чертежи. Оставаясь на этой позиции, точно отображая исторический закат флота парусного и переход к строительству паровых и броненосных кораблей, Беггров ввёл в центр своих произведений движение моряков на корабле, разнообразие типов корабельного люда, хотя ранее человек долгое время был лишь вторичным элементом композиции, песчинкой среди бушующей стихии.

Так, на уже упомянутых работах «На палубе фрегата “Светлана”» можно совершенно определённо разглядеть и понять, кто на этих картинах конкретно чем занят. Всё, по-корабельному, чётко. Вот - механики выносят в парусиновых вёдрах шлак из топки паровой машины, а палубная команда драит палубу. Вот боцман громким словом приободряет кого-то на мачте. На носу корабля – вперёдсмотрящие и старший вахты напряжённо обернулся на мостик, ожидая команд, так как впереди по курсу опасно маневрирует парусный тендер, и вот-вот может произойти столкновение. На мостике, судя по фигуре, великий князь Алексей Александрович, указывающий рукой на идущий на пересечение курса «Светланы» тендер, а рядом – командир или кто-то из офицеров корабля и наблюдающий за действиями команды тендера в подзорную трубу унтер-офицер. И лишь один человек на картине бездельничает, впрочем, вполне законно – это, очевидно, сменившийся с дежурства вахтенный начальник.

Впоследствии (в 1880-1881 годах) А.К. Беггров, уже как художник Морского министерства, совершил на фрегате «Светлана» ещё одно плавание из Кронштадта вокруг Европы в Грецию.

Во Франции Беггров познакомился с группой русских художников-передвижников, и в 1876 году стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1877 году он получил звание поручика, а на следующий год его назначили художником Морского министерства, в каковой должности, уже будучи в отставке от военной службы, он останется до конца жизни.

В 1878 году его удостоили высшей награды на Всемирной выставке в Париже за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей». В 1885 году художник стал одним из учредителей Императорского общества русских акварелистов (с 1882 года - Кружок русских акварелистов), которое было возрождено в 1998 году как Общество акварелистов Санкт-Петербурга. Идея возрождения современного Общества принадлежит петербургской художнице Н.В. Дьяковой и искусствоведу А.Г. Раскину. К слову, акварели первого председателя Санкт-Петербургского Общества акварелистов Н.В. Дьяковой и ныне действующего – Ю.Д. Шевчика – представлены на выставке в Музее истории Кронштадта.

2 декабря 1888 года в собрании V отдела Императорского Русского Технического общества избран в экспертную комиссию фотовыставки ИРТО в 1889 году. До начала ХХ века владел магазином эстампов и являлся издателем фотографий.

В 1899 году А.К. Беггрова удостоили звания академика, а в 1912 году - звания почётного члена Императорской Академии художеств.

С 1892 года художник жил в Гатчине, но последние полтора года жизни из-за тяжелой болезни был вынужден оставить творчество, отдав все свои сбережения Академии художеств для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам».

Память об этом человеке, соединившем в своей удивительной биографии жизненные пути морского офицера и одаренного художника - в выставке работ современных художников, запечатлевших все краски нашей жизни, среди которых можно увидеть и красоты Тихого океана, и бушующую Атлантику, и романтику морских будней, и изящество современных кораблей. Среди выставивших свои работы – художники Анатолий Анненков, Надежда Башилова, Ильдус Вахитов, Александр Володченко, Ольга Гаврикова, Вячеслав Данилов, Нина Дьякова, Владимир Емельянов, Оксана Еремеева, Ирина Ерошкина, Елена Зыкова, Ольга Изотова, Андрей Корольчук, Виктория Красноярова, София Кувайкина, Анна Михайлова, Римма Ремишевская, Владимир Серебряков, Карина Соловьёва, Юрий Ступица, Юрий Шевчик, Виктор Шестак, Наталия Шестак.

И их творчество - это лучшая память стоявшему вослед Айвазовскому и Боголюбову в отечественной маринистике Александру Карловичу Беггрову.

 

Кобчиков Евгений, Музей истории Кронштадта

Яндекс.Метрика