Кронштадтский Морской завод

11 февраля 1847 года началось строительство Пароходного завода в Кронштадте. Рабочих привозили из ближайших губерний, и общее число работников составляло 6,5 тысяч человек. 4 марта 1858 года Пароходный завод был открыт, а на церемонию открытия завода приехал царь Александр II.

         С первых же дней существования Пароходного завода он активно включился не только в судоремонтную, но и в судостроительную деятельность. Первым крупным заказом для завода стал заказ на изготовление 174 чугунных кильблоков для Петровского дока, который в это время реконструировался.

         Производственная деятельность завода была столь успешна, что ему было предложено принять участие в Пятой Петербургской выставке мануфактурных изделий. Впоследствии завод участвовал в Лондонской промышленной выставке 1862 года и Московской выставке достижений промышленного производства 1865 года. На этих выставках завод не раз отмечался медалями разного достоинства и почетными отзывами.

         В самом начале работы завода ощущалась необходимость в дополнительных доках. Действующие доки не обеспечивали выросший объем работ. В 1876 году был построен и введен в строй Константиновский док, а в октябре 1896 года состоялось открытие Александровского дока. В 1913 году в Кронштадте вступил в строй пятый сухой док имени Цесаревича Алексея Николаевича.

         Кроме ремонта кораблей, завод занимался различными изобретениями и усовершенствованиями. В 1875 году Пароходный завод изготавливал детали к первой отечественной торпеде. Много завод сделал и для Кронштадта - решетка Летнего сада, чугунная мостовая на Якорной площади, решетка Обводного канала были отлиты на Пароходном заводе.

         Все события в стране находили отклик у рабочих Пароходного завода. Они участвовали в восстаниях в октябре 1905 и в июле 1906 годов, в событиях 1907 года.

         1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Поврежденные в боях корабли приходили на ремонт в доки и к стенкам Пароходного завода, где, получив необходимый ремонт, снова уходили на выполнение боевых задач.

Пароходный завод был главной судоремонтной базой на Балтике. Весной 1922 года произошла реорганизация  завода. Она свелась к объединению ранее существовавших в Кронштадтском порту частей: кораблестроительной, механической и электротехнической. Летом 1922 года завод объединил 17 мастерских, доки, эллинг. Завод стал именоваться Морским.

         В результате событий на форте «Красная Горка» был убит председатель Кронштадтского Совета М.И. Мартынов. 1 ноября 1922 года рабочие Пароходного завода на общем собрании постановили ходатайствовать о присвоении Кронштадтскому Пароходному заводу имени Михаила Ивановича Мартынова. 2 декабря 1922 года Президиумом Петрогубисполкома соответствующее решение было принято.

         В 1923 году коллектив Пароходного завода получил благодарность от Командующего Морскими силами СССР за успешное выполнение задания по постройке шлюпок для Военно-Морского флота. Только с 1 октября 1924 по 1 октября 1925 года через доки прошло около 50 судов. Завод в эти годы переживал второе рождение.

         К началу Великой Отечественной войны завод располагал хорошими и высококвалифицированными кадрами рабочих, инженеров и техников. Широко применялись новые производственные методы и технические усовершенствования. В 12 часов дня 22 июня 1941 года по радио сообщили, что в 4 часа утра германские войска напали на СССР. Главное внимание на заводе было направлено на выполнение оперативных заданий командования по переоборудованию и вооружению вспомогательных судов и по ремонту кораблей, поврежденных в боевых операциях. Рабочие завода трудились по 18-20 часов в сутки, чтобы в срок были выполнены все задания.

         С первых дней войны руководство завода стало получать многочисленные заявления работников с просьбой отпустить их на фронт. 10 июля 1941 года завод провожал первый отряд добровольцев народного ополчения. До конца 1941 года на фронт ушло 900 человек.

         Фронт приближался к Кронштадту. Первый воздушный налет на город враг совершил 19 сентября в 10 часов утра. 21 сентября 1941 года от налета вражеской авиации пострадала территория завода. За 1941 год на территории завода было отмечено 1241 попадание артиллерийских снарядов и 31 попадание авиабомб. Аварийно-восстановительные команды сразу после налетов приступали к ликвидации их последствий.

         Ленинград и Кронштадт оказались в кольце блокады. С первых дней ноября начались морозы. Цехи промерзли насквозь. Люди работали в верхней зимней одежде. Морозы доходили до 35о С. Значительно поредели ряды рабочих, многие погибли. Часть людей была эвакуирована.

         Завод ремонтировал канонерские лодки, сторожевые корабли, паровые тихоходные тральщики, электромагнитные тральщики, баржи, шхуны, подлодки и другие корабли. Осваивалась и детально разрабатывалась новая техника.

         1 июня 1942 года был опубликован приказ Командующего Краснознаменным Балтийским флотом: от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое и успешное выполнение боевого задания командования по судоремонту и ремонту боевой техники он наградил орденами и медалями СССР 34 человека, а в 1944 году Кронштадтский Морской завод был награжден орденом Ленина.

         В послевоенные годы началось восстановление зданий и сооружений завода. Морской завод оснащался новым оборудованием. Все доковое оборудование прошло капитальный ремонт и модернизацию, была проведена реконструкция энергоснабжения и освещения. Накануне 1 мая 1946 года заводу по итогам за I квартал во Всесоюзном соревновании предприятий ВМФ было присуждено первое место и переходящее Красное знамя Главкома. В 50-60-е годы ХХ века шло широкое оснащение цехов новой техникой.

         На протяжении многих десятков лет Кронштадтский Морской завод был градообразующим предприятием, здесь трудились тысячи кронштадтцев. Трудились не только семьи, но и целые династии.

В марте 2008 года Кронштадтский Морской завод отметил 150 лет со дня своего основания.

 

Снимок Снимок2 Снимок3.
Приглашение 5 Приглашение 4 Разрушения 6
Разрушения 7 Разрушения 8 1 мая 9
10 11 Хоккейная команда 12

 

 

Яндекс.Метрика