Фарватерами мужества

 

          

     Первые месяцы войны, характерные крайне тяжелой обстановкой на морском театре, явились  для моряков-овровцев, как и для всех балтийцев, суровым боевым испытанием. Высокой была минная опасность. Враг господствовал в воздухе. Не хватало кораблей, особенно тральщиков, недоставало боевого опыта...
   Минный заградитель "Марти"И все же, несмотря на это, моряки-катерники КБФ, базирующиеся в Кронштадте, успешно справлялись с боевыми заданиями командования.
    В конце августа 1941 года, после героического и трагического прорыва основного ядра Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, корабли и катера ОВР были сведены в единое соединение. В него вошли: отряд заграждения, отряд травления, истребительный отряд, отдельный дивизион сторожевых кораблей и охраны рейдов, объединивших в себя минные заградители «Марти» и «Урал», сетевые заградители, сторожевые корабли, 50 тральщиков, 47 катеров-тральщиков и 45 «малых охотников». Всего - 210 различных судов, которые приступили к несению дозорной службы, обеспечению морских перевозок в операционной зоне флота и решению других боевых задач по обороне Ленинграда и Кронштадта.
     На соединении ОВР лежала ответственность за организацию и безопасность плавания в Финском заливе на таких коммуникациях, как Кронштадт - остров Гогланд, Кронштадт - Койвисто, Кронштадт - Ленинград и Ораниенбаум.
     Общее управление дозорной службой  осуществлялось с командного пункта соединения, развернутого на форте Кроншлот. Для ее несения использовались: в западном районе залива - сторожевые корабли, боевые и тихоходные тральщики: в восточном - «малые охотники», сторожевые и рейдовые катера. Новых современных кораблей насчитывалось мало, поэтому командование ОВР вынуждено было мобилизовать и использовать в качестве боевых судов переоборудованные морские и рейдовые буксиры, имевших малую скорость и слабое вооружение (одно 45-мм орудие и два крупнокалиберных пулемета). Во время штурмовых атак самолетов врага они несли большие потери в людях.
     Моряки-овровцы осуществляли также противоминную оборону фарватеров, для чего проводили контрольное траление и проводку за тралами, а также противолодочную и противовоздушную охрану конвоев, прикрытие их дымовыми завесами.
     В сентябре - декабре 1941 года корабли и катера ОВРа совместно с другими силами флота участвовали в эвакуации в Кронштадт гарнизонов островов Бъёрке, Гогланд и Большой Тютерс. Особенно сложной была операция по переброске легендарных защитников полуострова Ханко. Экипажи небольших по размерам тральщиков и катеров «морских охотников», невзирая на семибальные штормы и высокую минную опасность на пути движения конвоев, смело шли в море. И самоотверженно выполняли поставленные перед ними задачи. В каждом походе на Ханко гибли корабли, катера и транспорты. Спасение людей, оказавшихся в ледяной воде, также было делом моряков-овровцев. Подвергаясь риску, «малые охотники» и тральщики, маневрируя в темноте между плавающими минами, подходили к гибнущим судам и поднимали на борт оставшихся в живых бойцов-ханковцев и эвакуируемых гражданских лиц.
     В те полные горечи, отваги и драматизма дни силами кораблей КБФ было вывезено около 23 тыс. войск, полевая и зенитная артиллерия базы, 300 тонн боеприпасов и 1500 тонн продовольствия. Значительную часть перевозок произвели моряки ОВРа. Кроме того, они спасли свыше 3 тыс. человек с погибших боевых кораблей и транспортов.
     Всю первую блокадную зиму, несмотря на голод, холод и артобстрелы силами моряком экипажей производится ремонт кораблей, поднятых на стенки гаваней Кронштадта. Оружие с катеров было снято и передано частям «ледового фронта» береговой обороны города-крепости. Зенитная артиллерия кораблей соединения вошла в систему противоздушной обороны Кронштадта.
     К весне 1942 года на всех катерах «морских охотников» устанавливается долгожданная акустическая аппаратура, так необходимая для обнаружения подводных лодок врага. Часть катеров ОВР переоборудуются в минные заградители и приспосабливаются для траления.
     В апреле 1942 года минному заградителю «Марти» и базовому тральщику «Гафель» за образцовое выполнение боевых заданий командования присвоено высокое звание гвардейских.
     В 1943 году, ввиду большой минной опасности в Финском заливе, КБФ не мог использовать для борьбы на коммуникациях противника крупные надводные корабли и подводные лодки. Поэтому командование флота  широко привлекало для решения боевых задач на фарватерах и подходах к базам врага морскую авиацию и торпедные катера.
     Соединение торпедных катеров дислоцировалось в Кронштадте на берегу гавани Литке, в непосредственной близости от Большого рейда и морского форта «Константин». Вооруженные скоростными и очень маневренными торпедными катерами проекта «Г-5» отважные моряки-катерники КБФ осуществляли в годы войны и блокады Гогландские позиции, смело и дерзко бились в ожесточенных схватках с легкими силами и дозорами врага, стремившихся не допустить выхода наших катеров к западу от Гогландского противолодочного рубежа.
     ТК «Г-5» прекрасно зарекомендовали себя в ходе боевых действий. По своим тактико-техническим данным они превосходили торпедные катера германского флота. Однако, ограниченная дальность плавания и недостаточное стрелковое вооружение «Г-5» не позволяло использовать их, например, для выполнения крупных десантных операций флота.
     Еще в 1939 году советские конструкторы создали новый торпедный катер (проекта 123), с дюралевым корпусом, а в 1942 году его улучшили. В 1944-45 годах вступило в строй 30 новых катеров. Из них 4 - прибыли на Балтику. Имея почти такие же габариты, что и «Г-5», торпедный катер «Комсомолец» проекта 123 БИС во всех отношениях его превосходил. В днище по всей длине корпуса имелись боковые кили, уменьшавшие качку. Мореходность достигла 4 балла. Вместо кормового лотка появились два трубных 457-мм торпедных аппарата. На таких катерах моряки-балтийцы воевали на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
     Штаб, жилые и служебные помещения соединения располагались в военном городке вблизи Кронштадтского шоссе, сохранившемся до наших дней. Уже в ходе войны и блокады на берегу гавани были построены бетонные причалы и эллинги для швартовки и хранения в зимнее время. Рядом располагались склады с боезапасами и топливом, бомбоубежище, а также зенитные батареи.
     Многие моряки-катерники Кронштадта, мужественно воевавшие с врагом в составе частей и соединений КБФ, были награждены боевыми орденами и медалями. 17 из них стали Героями Советского Союза. Вот их имена:
                      Бригада травления, истребительный отряд ОВР:
                                        капитан 3 ранга Ф.Е. Пахольчук
                                        старшина 1 статьи Г.М. Давиденко
                                        гвардии мичман И.А. Ларин
                                        капитан-лейтенант А.А. Обухов
                                        младший лейтенант П.И. Чалов
                                        капитан-лейтенант Г.Я. Оводовский

                                      Бригада торпедных катеров
                                        лейтенант А.И. Афанасьев
                                        старший лейтенант В.П. Гуманенко
                                        капитан-лейтенант С.А. Осипов
                                        капитан-лейтенант А.Г. Свердлов
                                        гвардии старший лейтенант В.М. Жильцов
                                        гвардии старший лейтенант И.С. Иванов
                                        гвардии старший краснофлотец В.Д. Кусков
                                        гвардии старший краснофлотец Г.И. Матюхин
                                        капитан 3 ранга В.М. Старостин
                                        капитан 3 ранга Б.П. Ущев
                                        капитан 3 ранга В.И. Тихонов

                                          Вечная им память и слава!

Александр ЕСЬКОВ

"Кронштадтское время", № 8, февраль

  <<<< Назад        

   

Яндекс.Метрика