Кронфест - союз экологии и искусства

 
 

            30 июня в Кронштадте завершил работу 3-й международный экологический фестиваль искусств «КронФест - 2010», который в этом году привлек художников, танцоров, музыкантов и волонтеров из разных стран мира. В рамках фестиваля прошли мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, встреча с редактором журнала «PROделки» Татьяной Подезвой, мастер-класс открытки Юлии Павловой.

            В музее истории Кронштадта состоялась выставка графики и фотографии «Вода живая», на которой были представлены работы студентов и школьников, принявших участие в интернет-конкурсе, а площадка перед музеем традиционно стала место строительства арт-объектов из мусора с берегов Финского залива.

С прошлых лет здесь уже прочно обосновались  «Пегас» кронштадтского художника Юрия Ступицы, пересыпающие камни «Песочные часы» и «Ной» Вячеслава Иванова, «Портрет Мусоргского» от московской арт-группы «Комки и палки» и другие арт-объекты. В этом году мастера из Дании, Латвии, Финляндии, Франции и России дополнили эту коллекцию новыми работами, среди которых вереница вяленой рыбы из старого кровельного железа Ирины Васильевой, еще одна скульптура из камней и дерева Вячеслава Иванова «Ангел, спасающий мир», кресла, выполненные из старых покрышек с намеком на функциональный дизайн.

На международный симпозиум по созданию арт-объектов приехала группа «Мистер Green», которая уже была в Санкт-Петербурге, участвуя в проекте «Этажи» и имеет, как говорится, широкую известность в узких творческих кругах.

            По словам куратора фестиваля Елизаветы Стрепетовой, в этом году проект получился масштабным и насыщенным. Его организаторы СПб ГУ «Музей истории Кронштадта» и НКО «КронФест» стремятся найти наилучшие средства достижения главной цели фестиваля - формирования экологического сознания людей.  Этому вполне может способствовать экологическое искусство, ставшее популярным в последние десятилетия. Оно показывает красоту и многообразие окружающего мира, помогает обрести новый взгляд на привычные вещи. Экология - основа физической жизни человека, а искусство - духовной, поэтому экология и искусство - отличное сочетание.

            Организаторы фестиваля надеются, что в скором будущем о. Котлин станет центром объединения творческих сил, работающих в рамках экологических проектов. Задача непростая, но выполнимая, учитывая, что поддержку КронФесту оказывают Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Администрация Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга, Торгово-промышленная палата г. Кронштадта, СПб ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Датский институт культуры в Санкт-Петербурге, Генеральное консульство Латвии в Санкт-Петербурге, ГЦСИ СПб, волонтерское движение "Сфера" из Нижнего Новгорода.

            Самым необычным событием КронФеста в этом году стала международная лаборатория экспериментальных искусств «Шум и шепот» на форту «Зверев». 18 июня куратор проекта Наталья Жестовская встречала гостей фестиваля, прибывших на форт  теплоходом «Парадиз» и ответила на многочисленные вопросы журналистов. Уникальность проекта в его новом подходе к взаимодействию с историческим пространством. Арт-площадка лаборатории - заброшенный форт, окруженный водой, на котором непрерывно происходит творческий эксперимент. Его участники создали оригинальные костюмы и инсталляции (англ. installation - установка, размещение, монтаж) из собранного мусора, перформансы (англ. performance - представление, выступление), спектакли на воде и в полуразрушенных помещениях форта.

            В рамках проекта состоялись занятия по вокалу, мастер-классы по классической пантомиме, китайской гимнастике тай-чи и танцу бутто, зародившемуся в Японии после второй мировой войны как реакция на вторжение американской культуры. Отличие концепции бутто в том, что она тесно связана с природой не только окружающей нас, но и внутренней. Аристотель считал, что искусство возникает из стремления человека подражать природе, добиваться гармоничных отношений с ней. И если это так, то искусство изначально экологично.

            Одним из заключительных аккордов КронФеста стал праздник в Летнем саду, который когда-то встречал кронштадтцев звуками духового оркестра, всплесками фонтанных струй, звонким смехом катающихся на аттракционах детей. Сейчас сад находится в запустении, но на время экологического фестиваля он стал площадкой для выступления артистов и творческих инсталляций.

            20 июня трио «Pakarina» из Эквадора устроила концерт, который никого не оставил равнодушным. Между стволами деревьев висели необычные полотна Сергея Баловина. К знаменитым сюжетам И.И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали» художник из Воронежа  добавил фрагменты с промышленными отходами - пластиковыми бутылками, ржавыми банками и прочим мусором. Получились пейзажи, какими бы их увидел известный русский живописец в 21 веке.

Подобная инсталляция - популярная форма современного искусства, представляющей собой пространственную композицию. Это часть проекта «Galactic art» «Время как случайная составляющая», в который также вошли инсталляции  из парусной ткани, расшитой разноцветными полосками вторичного сырья французского коллектива «Les Ateliers de Renov», фотографии Луиз Морин и перфоманс - представление на воде Матье Кортана. Сидя на плоту в Доковом бассейне, на глазах у изумленной публики  он связал веслами небольшое полотно, охарактеризовав его как «нить времени».

Практическим воплощением идей фестиваля стало наведение порядка в Летнем саду силами волонтерского десанта, высадившегося на о. Котлин с разных уголков Земли в знак международной солидарности в решении глобальных экологических проблем. По словам заместителя директора музея истории Кронштадта Екатерины Казаковой для многих это был 1-й волонтерский лагерь в России, его участникам удалось лучше освоить русский язык и даже научиться пользоваться косой, прореживая заросли Летнего сада. Прощаясь, ребята плакали - жаль было расставаться, значит, через год будут новые встречи  в Кронштадте на экологическом фестивале искусств.

Юлия КОРЖОВА

"Общество и власть", № 14, август

<<<< Назад